Послушай голос совести моей

Редко между поэтами встречается такая дружба, зачастую самые добрые чувства перебивает творческое соперничество. Однако о союзе единомышленников, которые жили и создавали шедевры в XV веке, знают не только филологи. И памятники им как символ добрососедских отношений двух народов в один и тот же год (2018) воздвигли в Душанбе и Самарканде.

Джами и Навои – великие энциклопедисты Востока, известные всему миру. «Мой пир!» – обращался к наставнику и старшему другу
Царь поэтов и с гордостью отмечал, что именно ему оказана честь первым читать написанное Джами.

Интерес к личности поэта и мыслителя из Джама (область в Хорасане) проявлял Гете. Его характеристика – символ признания энциклопедиста-аскета в европейских государствах: «Джами было по плечу все то, что совершено до него и совершалось рядом
с ним».

По написанному Джами так же, как и по произведениям его младшего собрата, можно составить своеобразный кодекс нравственности (тема формирования благородной личности весьма популярна в литературе Востока) и чести. Не родись 7 ноября 1414 года духовный наставник многих писателей, историков, каллиграфов, музыкантов, скорее всего, по-другому просиял бы и гений Навои.

По утверждению автора знаменитой «Пятерицы», идея создания «Хамсы» пришла к нему после прочтения «Дара благородным» скромного и неприхотливого джамийца (дидактическая поэма, состоящая из 20 притч). Учитель давал будущему основоположнику литературного языка тюрков и уроки стихосложения.

Велико наследие Джами, овладевшего основами тогдашних наук – логики, поэтики, риторики, теологии, философии, астрономии, математики, классической литературы. Данные колеблются от 47 до 99 книг. До сих пор исследователи не пришли к единому мнению. Определенную трудность составляет и дублирование имени. Нисбой Джами подписывались и другие авторы.

В биографии члена суфийского ордена «Накшбандия» есть уникальное высказывание скупого на похвалы наставника из медресе Улугбека Кази-заде Руми: «С тех пор как существует Самарканд, еще не переправлялся к нам через воды Аму человек, равный по уму, благородству и находчивости этому юноше из Джама».

Уже в годы ученичества поэта отличали независимость суждений, стремление к справедливости. Отказываясь прислуживать учителям, он лишался части стипендии, полагающейся слушателям медресе. Кстати, два медресе он впоследствии построил на собственные средства.

Источники сообщают о личной причастности Джами ко многим видам культурного строительства Герата. Обладая значительным достатком, поэт довольствовался скромной бытовой обстановкой. Дары и подношения, которые стекались к нему от многочисленной паствы, он тратил на городское благоустройство, на развитие просвещения, поддерживал и поощрял культурные начинания.

Свидетельства современников донесли до нас живые черты Джами. Поэт носил самую простую одежду, был непритязателен в еде. Окруженный почетом, он сторонился дворцовых увеселений, любил общение с простыми людьми.

Джами много путешествовал, что оказало сильное воздействие на его мировоззрение. Великолепие дворцов, богатство библиотек поражали воображение поэта, и еще более нетерпимо тягостными представали повсюду следы войн и грабежей, картины нищенского народного быта, бесправие, болезни, голод и невежество простого люда.
В поездках сформировались основные идеи поэта – гуманизм и справедливость.

Где то мерило, которым можно измерить цену человека? – спрашивает поэт себя и отвечает:

Ты хочешь знать, кто лучший из людей?

Послушай голос совести моей:

Из лучших первым будет назван тот,

Кто постоит в беде за свой народ.

(«Ты хочешь знать, кто лучший из людей?..»)

Абдуррахман Джами – энциклопедист. Но для народа он прежде всего был и остается великим поэтом.

Семь больших поэм мастера слова – «Золотая цепь», «Саламан и Абсаль», «Дар благородным», «Четки праведных», «Лейли и Меджнун», «Юсуф и Зулейха» и «Книга мудрости Искандара» – объединяет общее название «Семь корон» или «Созвездие Большой Медведицы». Это семерица, на создание которой ушла почти вся жизнь. В последние годы сам подготовил куллийат – собрание сочинений, включающее 38 произведений. Трактаты по грамматике, философии, суфизму, поэтике, музыке, по составлению и разгадке стихотворных шарад-муамма переводятся на многие языки мира. В 1778 году в Вене впервые опубликованы отрывки из его «Бахаристана» на латинском языке.

«Удивительная чистота и благоразумие – его достояние», – подчеркивал Гете.

Многожанровая сокровищница мысли открывается перед новыми поколениями, которые способны по достоинству оценить вклад Джами в мировую культуру.

Подготовила Ольга АЛЕКСАНДРОВА