Под знаком военной песни

Трудно представить выступление Центрального ансамбля песни
и танца Вооруженных Сил без солиста, который связан
с творческим коллективом со дня основания, прошел с ним путь поисков и побед.

«Поет Марат Хакимов», – за коротким представлением слияние исполнителя с музыкой, текстом…

Сегодня заслуженный артист  Республики Узбекистан у нас в гостях.

Досье «МУ»

Имя: Марат Хакимов

Год рождения: 1957-й.

Образование: Ташкентский теат-
рально-художественный институт.

В 2006 году награжден медалью «Шуҳрат», в 2017-м – медалью
«Содиқ хизматлари учун».

Заслуженный наставник молодежи Республики Узбекистан – 2017 год.

– Военная песня – это 39 лет вашей жизни. Как получилось, что оперетта, для которой вас готовили в институте, не дождалась своего актера?

– Волею судьбы до оперетты так и не дошел. Будучи студентом, сыграл главную роль  в  спектакле «Обыкновенное чудо».  Мы считали его  замечательным. Когда чуть позже вышел в прокат одноименный художественный фильм,  ходили на просмотр всем курсом. Гордились своей  постановкой, которая казалась нам лучше: музыки больше.

В 80-е выпускникам высших учебных заведений предстояло отслужить полтора года срочной службы. Так я попал в ансамбль песни и пляски. А подошло время демобилизоваться, понял, что хочу остаться. Призвался на шесть лет по контракту, потом еще на шесть…

С провозглашением независимости коллектив почти в полном составе убыл в Екатеринбург, в Уральский военный округ. Я не поехал. Родина не отпустила. Слишком сильной была связь с родной землей у меня, кашкадарьинца из Чиракчинского района.

Чтобы продолжить любимое дело, пришлось поработать над собой. Узбекским языком владел, но, чтобы петь, нужно было осваивать литературный. Взялся за стихи.  Запоем читал узбекскую классику.

25 мая 1992 года образовался Ансамбль песни и танца Вооруженных Сил Республики Узбекистан.
В 1995-м я записал «Ўзбекистон марши» – первый узбекский военный марш. Автор музыки – композитор и наш тогдашний руководитель Шухрат Умиджанов. Это произведение ознаменовало новый этап моего творчества. И пошла череда песен. «Харбийлар» в 1996 году, «Она юрт» в 2000-м. Начало нового века ознаменовано самым мощным военным хитом «Элимиз байроғи». «Боболарим», «Мардлар сафидаман», «Аскар қўшиғи» – репертуар пополнялся достаточно быстро. Причем качественными номерами, которые вызывали особые чувства у аудитории.

– Почему все-таки военному ансамблю удалось победить легкий жанр?

– Еще в школьные годы ознакомился с творчеством Высоцкого. Пел под гитару «Он не вернулся из боя»,
«На братских могилах не ставят крестов». Военная тематика увлекла. При поступлении в институт на творческом экзамене представил любимые произведения. Пять студенческих лет прошли под знаком военной песни. Тогда она уживалась с ариями из оперетт. С одной стороны, «Да, я шут, я циркач», с другой – «Нынче вырвалась, словно из плена, весна». Когда попал в ансамбль, понял:
я на месте, это мое.

– У военного ансамбля аудитория специфическая. Какая она?

– Офицеры, солдаты, члены их семей. Если выступаем на плацу, такой концерт (даже концертище) получается! Скажем, в части тысяча человек, а нас послушать приходит три тысячи. Это душевная аудитория, проникновенные песни находят отклик у каждого.

– С особой торжественностью отмечается День памяти и почестей. Какова роль Центрального ансамбля песни и танца в атмосфере праздника?

– Готовимся к нему не жалея сил. Ведь предстоят встречи с ветеранами Второй мировой и трудового фронта. Одно дело, когда они сидят в зале, другое – когда песня «приходит» к ним домой. Здесь нужно быть предельно искренними. Обычно начинаем уже от ворот, и задорная «Катюша» сразу же заполняет двор. К ней присоединяется «Смуглянка», «День Победы»… Поешь и понимаешь, что не зря затеяли мини-концерт. Кто сказал, что прикованному к постели не нужна песня?! Старики преображаются на глазах. Подпевают, пританцовывают, даже у самых тяжелых больных появляется улыбка. Разве может быть более дорогая благодарность?! Память священна. Она живет в человеке, пока стучит сердце.

И в метро спустились с ансамблем, чтобы память жила. Нам подпевали пассажиры в вагонах, на перроне, мы танцевали, как бойцы в часы отдыха, затишья. Такое единение в песне и танце, которое сближает незнакомых людей, заставляет задуматься об общечеловеческих ценностях.

В этом году устроили флэшмобы в крупных супермаркетах. Подключаются не только представители послевоенных поколений, но и молодежь. В таких случаях невозможно не запеть.

– Посещение ветеранов на дому – дань празднику или регулярные мероприятия?

– К сожалению, не получается сделать это системой. График плотный. По мере возможности стараемся подарить внимание и ветеранам, которые живут в семьях, и тем, кто по какой-то причине оказался в пансионате. Во время поездок (а их не менее десяти в год) по округам навещаем семьи военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга.

– Часты ли в вашей практике посещения домов «Меҳрибонлик», «Саховат», «Мурувват»? Как они проходят?

– В столице нет такого, в котором бы ансамбль не побывал. В регионах по мере возможности. Восприятие у
публики прекрасное. Чувствуем себя дарящими праздник. А с каким вниманием относятся к нашему репертуару подростки из домов милосердия! Особенно те, кто посещает вокальный кружок, духовой оркестр или учится играть на других инструментах. Всегда нравится, когда зал поет вместе с артистами.

– У вас  несколько сольных программ. По какому принципу подбираете репертуар?

– Подбирая репертуар, отдаю предпочтение классике. Главное, чтобы произведение за душу брало. Если текст и мелодия трогают меня, то смогу свои чувства передать на сцене и зацепить зрителя.

Несколько лет назад появилась мечта исполнить пятьдесят песен народов мира. На сегодняшний день их сорок. Чем больше приближаюсь к финалу задумки, тем тяжелее становится. Конечно, легче всего с родственными языками. Особая трудность – наречия Африканского континента. Пою на японском, корейском, китайском, хинди, мозамбикском, испанском, французском, английском, немецком. Языки бывшего СССР даже не перечисляю. У меня хорошая связь с культурными центрами. Будучи приглашенным на их мероприятия, обязательно исполняю народные песни. Скажем, в украинском – «На тим свити», «Гоп-ца-ца», в белорусском – «Где ж ты, моя Маруся?». Лет 15 участвую в сабантуях, пою по-татарски в  национальном костюме.

– Назовите любимые песни в репертуаре.

– Пожалуй, песни военных лет. Конечно, выделяю «Журавлей», «Балладу о матери», «Темную ночь». Кстати, придерживаюсь мнения, что ведущее место  занимает текст. Любая из песен вызывает переживания, размышления о смысле жизни, об отношении к человеку.

«Элимиз байроги» словно гимн независимости. Сколько раз пел: «Горжусь тем, что надо мною веет знамя моей Родины» – столько раз наблюдал за реакцией слушателей. Словно у каждого крепнет стержень высокой духовности, лица становятся другими. Такое преображение дорогого стоит.

– А самые незабываемые моменты?..

– Забыть Афганистан невозможно. Побывал в горячей точке в составе ансамбля 13 раз. Добирались до места назначения на вертолетах. Опасно? Конечно! Но думали не о себе, а о тех мальчишках, которые проходили там службу, об их командирах. Такой радости от встречи с искусством нигде больше не видел. Ведь мы не только пели – мы со сцены рассказывали о жизни страны, словно уводили от войны. А ребята, послушав нас, шли в бой. Много ездили по госпиталям. Такое не забывается.

– Заслуженный наставник молодежи Республики Узбекистан… Пройдя путь от молодого специалиста до аса в исполнительском искусстве, как относитесь к начинающим солистам?

– Ребята в ансамбль приходят способные. Однако всякому свойственно ошибаться. Требуется установка на специфический (военный) сценический этикет. Движения, выражение лица здесь отличаются от привычных эстрадных. Форма обязывает к другой дисциплине.

Разговаривая с молодыми об их предназначении, подчеркиваю: оно базируется на огромной любви – любви к Родине, народу, армии, истории страны. Есть эта любовь – творчество выполнит свою воспитательную функцию. Ведь именно она, а не развлекательная в основе нашей деятельности.

Чтобы солдаты пели строевые песни, нужно их поставлять в войска. Чем ансамбль и занимается. Записываем на диски, флешки. Отправляем тексты.  И мастер-классы проводим.

Ежегодно проходит конкурс «Ўзбекистон – Ватаним маним». Гарнизонные, окружные этапы, республиканский финал. Занимаемся и подготовкой участников.

– Подарок к Дню независимости готовите?

– Да. Новый вариант «Аскар қўшиғи». Тема настолько полюбилась молодежи, что в нашем репертуаре несколько песен с одинаковым названием.

– Какую роль сыграла независимость в вашей жизни?

– Так как не могу рассматривать себя в отрыве от ансамбля, скажу: «Появление военной песни, маршей – культурное, идейное достижение независимости». Мы можем представлять свой репертуар за 28 лет на любом уровне. Горжусь, что вместе с ансамблем пропагандирую патриотическое творчество.

Беседовала
Людмила ПОЛОНСКАЯ