Рукописи не горят

Книга – нечто большее, чем источник знаний. Это опыт, который мы проживаем вместе с героями. Читая то или иное произведение, наблюдаем за их одиночеством в попытках познать себя, сопереживаем и радуемся вместе с ними, погружаемся в идеальный мир и не очень.

У читающего человека есть любимое произведение, которое, возможно, перевернуло сознание и взгляды на определенные вещи. Для меня это роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Обращалась к нему не единожды. И, в очередной раз перечитывая, находила новую пищу для размышлений.

Советская Москва и древний Ершалаим. Сначала кажется, что два параллельных мира абсолютно не связаны. Но, погружаясь в сердце произведения, читатель наблюдает, как они переплетаются между собой.

Важная сюжетная линия – история любви персонажей. История знакомства героев самая банальная: познакомились на улице. Маргарита несла желтые цветы.

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Я внезапно понял, что всю жизнь любил эту женщину», – рассказывает мастер Ивану Бездомному.

Удивительно, как человек за минуту может понять, что влюбился. Читая эти строки, мы ожидаем какого-то подвоха: ведь так не бывает в жизни. Но главный герой действительно влюбился с первого взгляда. Каждый раз обращаясь к этому отрывку, мысленно рисую яркие образы идущей по Тверской женщины. 

Сильная и целеустремленная Маргарита готова отдать все за любовь и даже соглашается на сделку с дьяволом, который приехал в Москву под видом специалиста по черной магии. И Воланд оценивает по достоинству это непобедимое чувство и вознаграждает Маргариту.

Мне очень нравится, как отзывается  дьявол о любви: «Если ты любишь, то должен разделять участь того, кого ты любишь».

Роман воспринимаю как философский, хотя любовный сюжет играет немаловажную роль. Это раздумья о вере и безверии, лицемерии, человеческих жертвах и ценностях, предательстве и истине, свободе и любви. Вместе с автором мы задумываемся над главными вещами, с которыми сталкиваемся по жизни.

Считаю одним из важных вопросов соотношение добра и зла. Булгаков виртуозно смешивает эти понятия.

«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени. Ведь тени появляются от людей и предметов. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?» – спрашивает дьявол ученика Иешуа Левия Матвея.

Мне кажется, в этом и заключается основной посыл романа. Ведь если б не существовало  зла, добру не с чем было бы бороться. Но главное здесь то, что не всегда зло – это негативная сторона. Воланд с помощью зла вершит справедливость, наказывая лгунов и мошенников и помогая тем, кто этого по-настоящему заслужил.

Роман «Мастер и Маргарита» – это букет самых разных эмоций. Погружаясь в него, я ненавидела и обожала героев, прислушивалась к ним и переживала вместе с ними. Читала произведение взахлеб, ощущая странную, а то и страшную, взволнованную, местами непонятную, но безумно интересную атмосферу.

После прочтения остается терпкое послевкусие. Оно мне очень нравится. Свобода! Вот главная составляющая человека. И для каждого из героев романа Булгакова было важным оказаться таковым, что позволило поменяться не только изнутри, но и снаружи.

Когда ты свободен, не загнан в рамки, значит,  живой и обретаешь вечную гармонию с самим собой…

Алина АБДУЛМАХЪЯНОВА,

студентка Казанского университета