Заповедные места

Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой, который отмечается 17 июня, вернул меня в детство. Сначала пришли на память методы хозяйствования наших далеких предков. Помните, выжигались крупные участки леса. Пепел без примеси всякой химии удобрял землю. Несколько лет хороших урожаев было обеспечено.
А дальше все повторялось. И снова истребляли деревья. Именно так в книге, потрясшей меня в десять лет, в доступной художественной форме объяснялось возникновение пустыни Сахары.

Часто звучащее в нашей жизни «начни с себя!» было обращено к юным читателям, а герой наблюдал за растениями и животными изнутри.

Помню, как учил начинать с себя мой отец – учитель сельской ребятни. Как устраивал экскурсии на природу, где сам был проводником в прекрасное и полезное.

В тот раз далекий поход к реке Чирчик предстоял восьмиклассникам. Меня взяли тоже. Это было лучше всякого урока. По дороге мы слушали, сколько воды требуется для выращивания риса, что делают из кенафа, как вредит растению и почве излишний полив. Последнее удивляло. Разве в нашу жару влаги может быть слишком?! Оказывается, чрезмерное орошение ведет к засолению почвы и она становится непригодной для выращивания многих сельскохозяйственных культур, а то и вовсе бросовой.

Отец, видя хлопковые грядки с водой, текущей в никуда, оставленные без присмотра, сетовал: «Жизнь уходит!» Вспоминал военные годы. Приходилось во время марш-бросков и болотной водицы отведать, по сравнению с которой речная – нектар.

Дорога дальняя. Фляжки у ребят опустели. И сказал учитель: «Веду вас в место заповедное. Пусть эта встреча с чудом пройдет в тишине».

Среди густой зеленой травы пробивался родник. «Смотри, – зашептали мальчишки и девчонки, – Алексей Семенович воде поклонился!» Он выбрал сор по краям источника и напился из пригоршни. Кто-то взвизгнул: «Ай, лягушка! Разве это можно пить?!» – «А лягушка как лакмусовая бумажка в химии. Предупреждает, что вода хорошая».

Не было лекций с высокими словами. Был пример бережного отношения к природе. Многие выпускники того класса потом водили к роднику детей и внуков, преклоняли колена перед хрустальными струями и повторяли незатейливые слова педагога-фронтовика: «Родники реку питают. Не будет их – иссякнет река. Вместе с водой уйдет и жизнь».

Людмила ГЛУХОВА, дочь учителя