ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ!

7 мая 1993 года принят Закон Республики Узбекистан «Об учреждении ордена «Соглом авлод учун». Высокая награда вручается за особые заслуги в охране материнства и детства, обеспечении лучших материальных условий и нравственного климата для развития здорового поколения.
Накануне Дня памяти и почестей мы встретились с кавалером ордена «Соглом авлод учун» II степени директором школы №246 Юнусабадского района столицы Светланой Гаспарян.

– Не может называться здоровым поколение, забывающее свои корни, не почитающее предков, не соблюдающее законов чести. Неслучайно Хотира майдони в сердце столицы связывает вчерашний и сегодняшний день нитью ратного подвига.

День памяти и почестей – праздник, несущий особый эмоционально-нравственный заряд. Как он проходит в вашем образовательном учреждении?

– Я из поколения 60-х, тех, кого на памяти растили, кто слушал рассказы ветеранов чуть ли не по свежим следам. Задача учителя – донести главную мысль человеческого развития: «Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего!»

Когда приняла руководство школой, на нашем микроучастке было 36 ветеранов Второй мировой и 56 участников трудового фронта. Если кто-то не мог прийти на торжественную линейку, посещали на дому, собирали «фронтовой» паек. Разносили с открытками, фотографиями, словами благодарности. Ветеранов вся школа знала в лицо.

На сегодняшний день осталась только одна участница войны – Маргарита Георгиевна Меркулова. Ей 92 года, дошла до Берлина. В прошлом году в ночь с 8 на 9 мая у нее случился инсульт. Не перенес организм эмоционального напряжения, связанного с воспоминаниями. Она практически не говорит. По образованию педагог-психолог, была гостем всех наших мероприятий.

Первая линейка без нее. Даже лишившись речи, эта активная жизнелюбивая женщина спрашивает о школе глазами. Чтобы общаться, нам не нужно дожидаться Дня памяти и почестей. С какой любовью она всегда принимала детей! Слушала стихи, песни. Суть – не однодневный традиционно-парадный приход. Девчонки могли просто так забежать к ней помыть подъезд, полить цветы, почаевничать и поговорить.

Лет пять назад стали приглашать на праздник воинов-интернационалистов. Кстати, были и выходцы из нашей школы. Да, это уже другое поколение. Но понятия доблести, чести, героизма не меняются с годами. Участники боевых действий более близкого времени могут дать детям то, чего им не хватает. К сожалению, о любви к Родине некоторые школьники говорят заученными фразами. Не каждый осознает, что такое Родина-мать.

В прошлом году мы оформили стенды «Родина – священна, подвиг – бессмертен!». Наблюдала такую картину. Проходили мимо отец с сыном. Отец остановился: «Это же мой друг! Вместе в военном училище учились!» И тут же начал рассказывать сыну о подвиге, о мире, во имя которого готовы отдать жизнь.

Об этом надо говорить постоянно, не только 9 Мая. Убеждать: даже если не можете осуществить какие-то материальные потребности, должны быть благодарны, что над вами чистое небо.

Третий год подряд у нас на плацу шагает «Бессмертный полк». Суть акции – не просто пройти с портретом прадеда. Рассказать о предках на уроках Мужества, порассуждать, что они сделали ради жизни на Земле.

Да, иногда у классного руководителя не хватает времени выслушать всех. Замечательный выход – задействовать словесников. Пусть ребята напишут короткие искренние сочинения. Налицо развитие речи и формирование навыков грамотного письма. Формирование человечности. Самое главное, душа заполняется нужным, добрым содержанием.

– Чем стало 9 Мая в вашей семье?

– В семьи всего нашего поколения война вошла как историческая эпоха мужества, стойкости, несгибаемой веры в победу… У стен Кремля с портретом прадеда в составе «Бессмертного полка» прошел старший сын. Он и назван в честь нашего героя – Арменака Григоряна, танкиста, старшего лейтенанта, погибшего 26 апреля 1945 года в Германии (нынешняя территория Польши).

Младший, будучи в командировке в Польше, посетил могилу прадеда. Память вечна!

Мамин отец вернулся с войны, а два его брата нет. Война. Она никого не щадит.

Отец в военные годы учился в школе. Всем классом после занятий под лозунгом «Всё для фронта! Всё для победы!» шли на завод. Мальчишки изготавливали снаряды, девчонки шили телогрейки. В здании 43-й школы размещался госпиталь, молодежь помогала ухаживать за ранеными.

Кстати, обязательный эпизод торжественной линейки, посвященной Дню памяти и почестей, – чтение «Реквиема» Роберта Рождественского. Каждый ребенок должен помнить проникновенный текст, если не наизусть, то сердцем и умом.

Горжусь, что многие в классах знают «Реквием» наизусть, «встречают трепетную весну» с благодарностью воинам и труженикам сороковых.

– Как, по вашему мнению, учитель играет роль проводника памяти?

– Это не роль, а сознание, миссия. Сыграть ее нельзя – нужно прочувствовать и передать детям. По сути, учитель занимается этим ежеминутно. Не было бы Пифагора, его теорема не открывала б нам тригонометрические тайны. Не знали бы физики, математики, астрономии, не полетели б к звездам. Человек силен приумножающимися знаниями.

История – предмет, запечатлевший память о бесконечном множестве событий, формирующий мировоззрение. Вспомните кузнеца Шамахмудова. Когда памятник вернули на прежнее место, прошла пешком от педуниверситета до площади Дружбы народов. Прикоснулась ладошкой к монументу – и так стало на душе тепло…

Рекомендую учителям воспользоваться объективными данными роликов о вкладе Узбекистана в победу. И необыкновенные монологи Стоянова, рассказывающего о родителях. Дети должны это знать, им это интересно.

Человеку свойственно ошибаться. История тому свидетель. Исправить ошибку – это хорошо! Понять, в чем ошибка, пойти по правильному пути – прекрасно. Поэтому завтра и должно быть лучше, чем сегодня.

Мыслю, созерцаю, тружусь, созидаю – иду к прогрессу. Если же придерживаюсь позиции «День прошел – и слава богу!» – пячусь далеко назад.

– Вы в 2018 году удостоены награды, ставшей первой в ряду высоких знаков отличия суверенной страны. Здоровый дух, духовное богатство – составляющая гармоничного развития личности. Забота о воспитании подрастающего поколения возведена в ранг государственной политики. Что для вас воспитание?

– Всегда гордилась тем, что я учитель. Работаю в школе с 1983 года. По окончании вуза поступила в аспирантуру. Попав на экспериментальную площадку в 18-ю школу, влюбилась в процесс настолько, что забыла о науке и диссертации. Школа – это моя жизнь! Выбрала пединститут осознанно, по призванию.

Люблю всех детей. И не важно, что отличники дают возможность отдыха, а «трудные» заставляют работать без передышки, круглосуточно. Когда помогаешь решать их проблемы и треугольник «родители – школа – махалля» становится равносторонним, ребенок оказывается в центре. Приходишь к положительному результату.

Недаром ставится вопрос об отмене специализированных школ, оттуда ребята зачастую выходят озлобленными. Как-то по-другому следует выстраивать работу с «трудными».

Читала в вашей газете статью «Школа нынче не та». Пища для постоянного размышления… Проснулась в три часа утра – дай еще раз перечитаю, повнимательнее, повдумчивее. Пожалела: «Мимо скольких педагогов прошел разворот, продиктованный болью за судьбу подрастающего поколения?!»

Этот материал нужно обсуждать в школах, не в формате «докладчик – слушатели», а на специально организованных круглых столах, заседаниях методических объединений. Глубокий анализ адресован не только администрации школ, но и тем учителям (им особенно!), которые входят в класс, как в клетку.

Автор поднимает множество актуальных вопросов, открывает «подводные течения» школы, негативно влияющие на учебно-воспитательный процесс. Говорит и о том, что многих родителей нужно воспитывать самих.

В статье цитируется прекрасное высказывание Льва Толстого-педагога: ни в коем случае нельзя разграничивать воспитание и образование. Не зря процесс формирования растущей личности называют учебно-воспитательным. Педагог, обучая, воспитывает даже голосом.

Если наставник с любым стажем придет на урок неподготовленным, это будет заметно и детям, и проверяющим, и ему самому. Дети – индикаторы, тонко чувствуют, насколько учитель любит свой предмет и насколько готов к уроку…

– Школу как динамично развивающийся организм невозможно представить без проблем…

– Основная проблема – кадры. Учебные программы и планы. Однозначно. Жизнь меняется, а школа пробуксовывает, уцепившись за устаревшие формы и методы работы, учебные пособия… И конечно, плотность.

Я в 246-й с 2003 года. Когда контингент был до 2000 человек (при проектной мощности 1100), знала в лицо каждого ребенка, родителей, была в курсе семейных проблем. Сейчас перевалило за 3500. Естественно, я их знаю, но не настолько глубоко, как бы хотелось. Меня физически не хватает. А если не знаешь проблему, то, соответственно, ее и не решаешь. В результате идет наслоение, которое может привести к негативу.

Подписана на канал «Таълим» («Образование»). Идет активное обсуждение судьбы школы. Причем установка – внимательнее прислушиваться к практикам. Теория хороша при умелом применении.

К примеру, такая ситуация. Руководству средних образовательных учреждений рекомендовали привлекать к учебно-воспитательному процессу кандидатов и докторов наук. Пригласили профессора, блестящего лектора… Понимаете, лектор и учитель в классе – разные профессии. Дети от лекций устают. Эффект дает постоянный взаимный контакт. Учитель держит каждого ученика в поле зрения, знает, когда притормозить, обратиться к конкретному слушателю с вопросом, может кого-то пересадить для лучшего усвоения темы. Здесь идет сложный процесс взаимодействия: контакт визуальный, словесный, тактильный, эмоциональный… Пусть хороший предметник знает теорию слабее, нежели вузовский лектор со стажем, но основы знаний даст более крепкие.

Почему час учителя начальных классов стоит дороже? Потому что он закладывает фундамент. А старшая школа – здание. Однако оно не будет красивым и устойчивым без прочного основания.

В работе любого учителя (независимо от предмета) обязательно творчество, раскрывающее и наставника и ученика. Заметив, что педагог отбывает повинность, тактично предлагаю ему пересмотреть профессиональные наклонности. Он убивает время (солдат спит – служба идет), а у детей оно пролетает без пользы. Не хочет слышать, пробовать, творить, экспериментировать – стоит задуматься о компетентности. При таких урокодателях дети теряют возможность получить больше. И здесь соглашусь с Айгуль Маметовой: «Грош цена тому преподавателю, от которого дети ходят к репетитору».

– Школьное образование претерпевает коренные изменения. Насколько они были ощутимы в уходящем учебном году?

– Во-первых, изменения в нормативных документах. Новые указы Президента, ставящие перед нами новые задачи. Даже то, что устоявшееся сочетание «план работы» уступило место новому – «дорожная карта», говорит о многом. Более емкое название: определение пути, по которому идешь к намеченной цели. Скажем, наблюдательный совет. Структура новая. В школе 3500 детей. Выбрать из такого количества родителей было сложно. Определили по сферам. Включили в совет представителей здравоохранения, правоохранительных органов, экономики, МИДа… Председатель служит в Национальной гвардии. Организованы лектории для учителей. Во всем должно быть творчество, мотивация на воспитание гармонично развитой личности, получение максимально положительного результата.

Закрепилось отношение к учащемуся, исключающее императивность, основывающееся на умении слушать и слышать. Мы воспитываем не роботов, согласных с установками старших, а людей думающих, умеющих принимать решения.

Многого ждем от августа. Идет работа по уменьшению нагрузки для детей, предполагающая возможность выбора: предметы обязательные и факультативные. Зачем гуманитарию углубление в математику?! Пусть каждый основные силы употребит на изучение предметов, нужных в будущей профессии.

– Какой видите школу, воплощающую Концепцию развития системы народного образования?

– Отвечу одним словом: полноценной. Она должна соответствовать XXI веку и по форме, и по содержанию.

Беседовала
Ольга АЛЕКСАНДРОВА

Фото Владимира ГРАНКИНА