Кто мы в нашем общем доме?

Привыкнув к слову «экология», мало кто задумывается, что его первая часть, входящая во множество новых образований (экопарк, экофестиваль, экотранспорт, экоакция) означает «дом». Значит, экология – это наука о мудром хозяйствовании в общем доме по имени Земля. Как важно ощущать его родным, дарящим множество благ своим детям и ждущим от сменяющих друг друга поколений любви и бережного отношения.

Неслучайно для организаций, выступающих в защиту окружающей среды, выбрано определение «зеленый» – природный цвет разных оттенков, символизирующий жизнь, возрождение.

Чтобы привлечь внимание общественности к проблемам планеты, учрежден ряд международных праздников. Всемирный день Матери-Земли отмечают 22 апреля. На всех мероприятиях, посвященных этой дате, говорят о хрупком мире природы, который все больше нуждается
в защите человека от… него самого.

О том, как научить сынов и дочерей Земли (разве нас не связывают крепкие родственные отношения?!) бережно относиться к своей старенькой больной матери, наша беседа с Натальей Шивалдовой, директором
ННО «Ekomaktab», заместителем председателя Общественного совета при Госкомэкологии Республики Узбекистан.

– Слово «учить» – определяющий ориентир в вашей жизни. Годы, проведенные в общении с детьми, дают богатейший опыт и дальнейшее направление. Подозреваю, что эта «почва» до сих пор держит и питает ваши «корни». Как решились расстаться с обычной – общеобразовательной школой?

– Новые технологии, инновации, которые активно внедряются в процесс обучения, дают многое как ученику, так и учителю, расширяют кругозор того и другого. Вдруг в какой-то момент почувствовала, что мне в школе тесно. Есть и рамки, в некоторой мере сдерживающие творчество. По образованию я географ. Учась в университете, жалела, что экологии уделяется мало внимания. Биогеография не вмещала того, к чему стремилась душа.

Меня в природу влюбила семья. С детства помню себя среди гор, степей, садов… Родители не уставали показывать, рассказывать, объяснять. Мама – потомственный геолог, папа – водитель, очень хорошо знающий и чувствующий природу.

– Значит, родство с природой у вас на генном уровне… Какое развитие получила особая расположенность к окружающему миру?

– В романтику геологии тоже погружалась, но это не мое. Достаточно долго искала себя. Все-таки кажется, что в большей мере у меня потенциал педагога-новатора. Всегда привлекала экология. И журналистом поработала. Семь лет руководила журналом «Экологический вестник».
В 2005 году стала инициатором ННО Ekomaktab. У истоков стояли учителя, ученые. Честно говоря, думала, что таких организаций будет много, но ошиблась. Мы единственные, кто работает в теме экологического образования, просвещения с детьми и молодежью. Порой попросту не хватает рук, чтобы воплотить какие-то идеи. К сожалению, мало остается педагогов-новаторов, желающих подключиться к подобной работе. Нет этого стремления у молодых учителей, приходящих в школу. Они больше заняты своими проблемами.

Состав Ekomaktab за десять лет практически полностью поменялся, однако интересные направления, проекты продолжаются. Активно сотрудничаем с Ташкентским государственным аграрным университетом. Вместе воплощали инициативу «Возрождение чимганского леса». Началось все с уборки (к слову, нас, сознательных уборщиков, гораздо меньше, чем любителей провести время в свое удовольствие) мусора в Чимгане. Несколько лет подряд убирали в горах и заметили, что пакеты, баклажки и прочее – не единственный след неграмотных туристов:  ломают деревья, жгут костры… Их отдых на природе наносит большой вред окружающей среде. А ведь в горах все растет медленно в силу климатических условий. Чтобы арча выросла около трех метров, нужно порядка 70 лет…

Растения в горах не только для красоты: их корни удерживают землю, влагу. Значит, с исчезновением деревьев усиливается риск оползней, камнепадов. В том числе и для нерадивых туристов.

Появилась идея «подлечить» склоны искусственно, подсадкой. Занимались этим пять лет. С каждым годом нас становилось больше. Подключались спортсмены, туристы, школьники из Газалкента. Сажали дружно, но обратили внимание, что приживаемость достаточно низкая – где-то процентов двадцать. Решили действовать по-другому: теперь работаем совместно с лесхозами. Нам определили участки в Сиджаке, где часто бывают сели, оползни. Там у посадок гарантированная защита. Сажаем дикую яблоню, фисташку, миндаль, грецкий орех – растения, свойственные данной местности.

– Наверное, всем будет интересен проект «Сократи свой экологический след». Уже слово «свой» нацеливает на определенный вклад каждого в общее дело.

– Это волонтерский проект, объединяющий множество разных инициатив. Есть команды, сажающие деревья, собирающие и сортирующие мусор, школы на природе… Недавно в Чимгане прошла акция инициативной группы «Шиповник». Приглашения рассылались в социальных сетях. Откликнулось много горожан. Работали два дня. Вывезли три тонны мусора.

При поддержке Госкомэкологии на природу вывозим школьников. Идет обучение. Детям это нравится. Начинают обращать внимание, что и кто их окружает. Переключаются с телефонов и компьютеров на птиц, бабочек, деревья, цветы. После таких поездок ребята организуют в школах сбор макулатуры, чтобы спасти деревья.

Кстати, 17 апреля вышло постановление Президента «Об утверждении Стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019–2028 годов». В нем отражено в том числе и экологическое просвещение населения. В частности работа с детьми и молодежью. Ekomaktab принимала участие в разработке этой стратегии.

Наша организация учила и будет учить, как отходы превращать в доходы. Например, органику. Если закладывать листья, скорлупу, спитой чай, очистки в компостную кучу, получится перегной. Это особенно практично для тех регионов, где не очень хорошая почва, нуждающаяся в постоянной подкормке. Есть прекрасные примеры, когда в дело включаются школьники. Собираемся продумать пилотные школы в разных регионах, где можем показать эти методики.

Практика показывает: детям это интересно. Живая работа с природным материалом, дающая конкретный результат. Сами облагородили почву, сами посадили растение и получили урожай… Ребята гордятся тем, что у них получается. Хорошая мотивация для дальнейшей деятельности.

Недавно прошла молодежная эколого-туристическая экспедиция «Согдиана». Организатор – Пулат Серикбаев, член Ekomaktab, и секция по горному туризму из Газалкента. Ребята из Ташкента и Ташкентской области едут в Самаркандскую область и начинают путешествие по горам. Места живописные: пещера Амира Темура, плато демонов… Маршрут сочетает навыки горного туризма, проживания и выживания на природе. Проводится совместно с Республиканским центром краеведения и экологии «Баркамол авлод». Параллельно идет очистка территории.

Есть большой проект по рациональному использованию воды. Важно, чтобы наша молодежь умела ценить это богатство. Всегда привожу в пример цветущий Израиль. А ведь орошение там капельное. Чтобы поливать растения, опресняют морскую воду. И каждый понимает смысл выражения «Вода – это жизнь».

Наша задача – показать детям, каким образом можно беречь воду. Разрабатываем методические пособия, учебники, планируем проведение семинаров по рациональному водопользованию. Опять будем ездить в летние лагеря. В таких поездках целый день посвящаем теме воды. В прошлом году объехали все лагеря Ташкентской области. Привлекаем волонтеров из Института ирригации и механизации сельского хозяйства.

– Некоторым узбекистанцам свойственна особая расточительность по отношению к воде.

– Приходится взывать к населению. Наши экологические проблемы из-за того, что не соблюдаются четыре закона экологии: все связано со всем, природа знает лучше, все должно куда-то деваться, за все нужно платить.

Какой ценой мы платим за гибель Аральского моря! Выпили его за короткий период и пожинаем пыльные бури, болезни, сокращение биоразнообразия. Убийство моря возвращается к людям бумерангом. Пустыня Аралкум расширяется. Сейчас все усилия брошены на то, чтобы засадить ее саксаулом. При школах создаются питомники. Собираем с ребятами семена саксаула, проращиваем их в стаканчиках. Когда высаживаем в грунт, делаем защиту из тростника. Инициатива поддержана Центром при Президенте по инновациям Приаралья, Госкомэкологии, Министерством народного образования Каракалпакстана.

Организовали встречу, на которой собрали все заинтересованные стороны (были и учителя-новаторы Республики Каракалпакстан), составили «дорожную карту», определили пилотные школы.

Мы сильны тем, что у нас есть последователи в регионах. Все, кто проходил наши экологические лагеря, экспедиции, не остаются «без присмотра». Прослеживаем их дальнейшую судьбу, потому что эти ребята – экологические лидеры, становятся опорой, подмогой учителям, администрации школ.

– Кто может попасть в экологический лагерь?

– Отбор проходит по конкурсу. Например, в Каракалпакии «Что ты можешь сделать в защиту сайгака?» Этот уникальный вид на грани исчезновения из-за ценного вещества, содержащегося в рогах. Цель программы – донести до детей ценность биологического разнообразия, взаимосвязи всего живого на планете. Когда-то жителей Приаралья окружала уникальная природа. А сейчас? Богатейшая фауна практически сведена на нет. В далекие времена на сайгаков охотились гепарды, туранские тигры. Теперь главный враг – человек. Мало того, что гибель моря ударила по животному миру тяжелой климатической нагрузкой, появилось огромное количество охотников, браконьеров.

Ребенок, любящий природу и понимающий свою роль в цепочке жизни, не станет браконьером.

– Детей и надо воспитывать в любви ко всему живому…

– Большая проблема – отсутствие системного экологического образования в школе. На всех уровнях, пользуясь любой площадкой, говорю: «Нам необходимо экологическое образование». Часто слышу такой ответ: «Наши дети перегружены. Куда же им еще один предмет?!»

Бережное отношение к земле – не перегрузка, а насущная потребность. Резервы всегда можно изыскать. Причем по отчетам у нас экология интегрирована во все школьные предметы. Какова реальная картина? Каждый ли учитель задумывается о том, чтобы включить экологический сегмент в урок? Ему свою программу выполнять надо. Разработка интегрированных занятий требует дополнительного времени. Остается надеяться на сознательность и ответственность педагога. Если он не проникся темой, ему все равно. Фактически экологии нет. Мы изучали программу по географии: несколько тем в конце года, устаревшие сведения. К примеру, по заповедникам…

В этой структуре произошли изменения. Организованы национальные природные парки. Символично, что 20 марта подписано очередное постановление Президента «О мерах по совершенствованию системы государственного управления в сфере охраняемых природных территорий». Заповедники, национальные парки будут подчиняться Госкомэкологии. Возникает вопрос: «А те, кто живет рядом с охраняемыми территориями? Это же потенциальные нарушители…» Работа предстоит огромная: довести до каждого, что можно, что нельзя, и закрепить это в сознании.

Вспоминается история с детенышами снежного барса. С одной стороны, сотрудникам заповедника было радостно, что появились два котенка. С другой – обидно: их мать пострадала от руки человека, а в результате малыши погибли. Недавно на таможне задержали браконьера, который пытался вывезти за пределы республики шкуру маленького снежного барса. Конечно, нарушитель заплатил штраф, но жизнь животному не вернешь ни за какие деньги.

«Сократи свой экологический след» – это и работа с молодежью вокруг охраняемых территорий. Люди должны четко понимать, какое богатство находится рядом с ними, и извлекать из этого не сиюминутную выгоду. Мы говорим о развитии экологического туризма. Какой экологический туризм, если не на что смотреть и с каждым днем ситуация ухудшается! Людям нужно показывать красоту, уникальность природы.

– Как Ekomaktab учит обычные школы?

– Учителя школ, зная, что занятия будут увлекательными, необычными, приглашают нас в соответствии с календарем экологических дат. Проводим викторины с призами, ролевые игры, показываем видеоролики, рассказываем о природе Узбекистана, говорим об элементарных вещах, помогающих сократить экологический след. Нацеливаем детей: каждый может внести посильный вклад в охрану природы. Кстати, мальчики и девочки, получая простые, но такие важные знания, практикуют их дома. Ребенок научит всю семью закрывать воду, когда чистишь зубы, выключать свет, не допустит перерасхода воды при уборке. Экологическая культура начинается с мелочей.

В мае День биологического разнообразия. Хороши игры на природе. Например, «Паутина жизни». Игра на полчаса, а заменяет десять уроков. Смысл в том, что участники связаны, как и все в природе, одной нитью. Когда за нитку дергаешь, уже ощущается дискомфорт. Приходит человек и сначала давит, а потом перерезает нить. Дети сами делают вывод, как важна гармония. «Мы гости в природе и должны вести себя соответственно», – говорят мальчишки и девчонки.

– Куда вас приглашали на Всемирный день Матери-Земли?

– В Академию Вооруженных Сил. Интересно было наблюдать за будущими офицерами. Когда заговорили о природе, с ними стали происходить метаморфозы. Показали философский ролик, где Земля представлена яблоком, которое ест червяк – человек. В конце, съев планету, он берется за себя. Выразительная аллегория. Второй ролик о нерациональном потреблении ресурсов, реакции животных на отходы. Вспомнили о жевательной резинке, которую ни в коем случае нельзя выбрасывать на землю, в траву. Птица, принявшая ее за зерно, погибнет. Сыграли в «Паутину жизни».

Курсанты приводили свои примеры. Особенно запомнился один. Как в суровую зиму к людям за помощью приходили сайгаки. И жители кишлака кормили их, давали место в хлеву вместе с домашним скотом, потому что считали животных гостями, божьими посланцами.

«Бабушка рассказала мне, а я передам внукам, – пообещал курсант, – личному составу, когда окончу учебу. Наша земля и все, что есть на ней, – наше богатство!»

– Какое место в экологическом воспитании вы отводите семье?

– Важнейшее! Ребенок – зеркальное отражение семьи. Домашнее экологическое воспитание – особый пункт в общем воспитании. Проводили в Национальном университете Узбекистана конференцию по этой теме. Отметили оторванность друг от друга в семье. Родители и дети имеют свои орбиты, которые даже не пересекаются. Теряется преемственность поколений. Нужно создавать семейные лагеря, где близкие люди будут заниматься общими полезными делами.

Недавно наблюдала, как дети кидали камни в котенка, а отец без всяких эмоций стоял рядом. Сделала замечание – отец не вымолвил ни слова. Позиция взрослого удивляет. Безразличие – это бич, который имеет глобальные последствия.

– Молодежь, способная изменить мир, – это…

– Неравнодушная к тому, что происходит вокруг, умеющая слышать голос природы и не вредить ей.

Беседовала
Ольга АЛЕКСАНДРОВА